Запись на курсы для беременных в Москве
Подготовка к родам в Москве

Надеемся, что подготовка к родам на курсах для беременных центра Эмос помогут Вам найти путь к своему здоровью и здоровью вашей семьи.

Собираемся рожать

Вместе с ребенком? Импринтинг

—Надо ли находиться в одной палате с малышом сразу после родов?

—Надо!

Новорожденный наделен всеми необходимыми качествами для того, чтобы выжить, о нем позаботилась сама природа. Однако, для малыша очень важно, чтобы сразу после рождения он находился в любви, заботе и нежности, которые могут дать ему только мама и папа.

В первое время восприятие ребенка является больше «проницательным». Ребенок впервые знакомится с миром посредством ощущений, прикосновений, слуха, зрения, вкуса, обоняния. Малыш отличает людей, точнее изо всех выделяет маму (и отца, если он присутствовал на родах) по прикосновению к нему, по запаху, по интонациям и вибрациям голоса. Он может различать настроения и эмоциональные состояния людей, которые его окружают. Об этом особенно важно помнить при выборе доктора, который будет принимать у вас роды! При встрече с врачом контакт устанавливается не только между мамой и доктором, но и между доктором и малышом.

С момента рождения младенец нуждается в защите от вредных воздействий и в безопасности в самом широком смысле. О том, чтобы малышу было уютно и безопасно, когда он придет домой, родители начинают, обычно, заботиться заранее. Делают генеральную уборку или ремонт, готовят уголок для малыша, заботятся о приданом и игрушках… Одним словом «вьют гнездышко». Это все здорово! Однако, для малыша важно и то, чтобы мама заботилась о себе и о нем во время беременности, находилась в постоянном контакте с малюткой, как во время беременности, так и в родах, а затем, как можно раньше взяла ребенка на руки, прижала к сердцу, дала грудь, если это будет возможно. Клаус и Кеннелл в их классической книге об узах между детьми и родителями отмечают особо значимые периоды времени, следующие сразу за рождением, во время которых возникает наиболее тесная взаимосвязь между родителями и детьми. «Наиболее благоприятный период для установления связи — это первые два часа жизни ребенка (первичные узы). Следующие, не менее значимые двадцать четыре часа называются вторичными узами. Фактически период тесной взаимосвязи ребенка и родителей продолжается и позже до исполнения ребенку девяти месяцев (третичные узы). И эта связь очень глубока и стремится продолжаться всю жизнь». Для новорожденного связь с матерью наиболее необходима и важна первые часы, следующие прямо за рождением. То, как мама примет малыша, как на него посмотрит, как возьмет на руки, как приложит к груди, влияет на всю последующую жизнь ребенка. Взаимосвязь устанавливается во время (посредствам) прикосновений к ребенку, разговоров с ним, поглаживаний, кормлений грудью. Многие дети начинают сосать грудь до того, как перерезана пуповина.

И еще очень важный момент, импринтинг и воссоединение. Импринтинг — это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавшие у человека убеждения или целую совокупность убеждений. При импринтинге готовые с рождения формы поведения включаются в действие под влиянием какого-либо внешнего стимула, который как бы запускает их в действие. Такими стимулами являются первые ощущения, прикосновения, запахи, голоса и первый опыт общения. Это все происходит в первые часы после рождения. В то время, когда ребенок лежит на животике у мамы сразу после рождения (пуповина может быть еще не перерезана и плацента может еще не родиться) закладываются эмоциональные, душевные и духовные связи между ребенком и мамой. Ребенок уже кое-что знал о своем окружении с помощью матери. Ее саму он тоже знал, но только изнутри. Сейчас же, в первые минуты после рождения, он открывается для соединения с близкими ему людьми через собственные чувства. Его кожа чувствует мамину кожу, он вдыхает мамин запах, слушает ее голос, впитывает глазами образ, который станет для него самым родным. Рядом с мамой он чувствует себя защищенным и готовым к встрече с новым огромным миром.

Читая эту лекцию для будущих мам, я задаю вопрос женщинам:

—«Надо ли сразу после родов находиться в одной палате с новорожденным?»

И нередко получаю ответ: «Нет, потому что маме хочется отдохнуть после родов, расслабиться, придти в себя».

—«А как же малыш?», спрашиваю.

—«А что малыш, ему то все равно… покормили, перепеленали, уложили спать… о нем позаботятся», — отвечают мне.

—«Кто? Чужие дяди и тети, у которых своих проблем хватает (и на работе, и дома, и просто по жизни…)? Свои медицинские обязанности они могут выполнять отлично. Но разве могут они заменить тепло маминых глаз, доброту и ласку маминых рук, родной мамин запах…».

Представляете, приходите Вы к любимому молодому человеку в гости. Он готовился к встрече: ходил за продуктами, все вымыл, купил цветы и шикарный подарок, для Вас! Вы тоже время даром не теряли, прихорашивались, ждали. Приходите. А любимый говорит: «Дорогая ты пришла, замечательно, все накрыто, везде чисто, покушать есть… А я пойду в другую комнату отдохну, посплю…» А где же долгожданное тепо, где душевное отношение, где проявление и выражение любви? Что Вы испытаете в первое мгновение? Наверное, растеряетесь, обалдеете, обидитесь, расстроитесь, огорчитесь, почувствуете себя одинокой и брошенной, не любимой, ни кому не нужной в этом огромном, бурлящем мире — и это первое впечатление, а оно запоминается на долго.

Другое дело, если не разрешают находится в одной палате с малышом сразу после родов по медицинским показаниям. Но и тогда, постарайтесь приложить малыша к груди как можно раньше, обязательно приласкайте его, успокойте, расскажите как он Вам дорог, как вы его любите…

А когда мама и малыш здоровы, подумайте, что выбрать…Когда позволяет состояние мамы и малыша, постарайтесь постоянно поддерживать контакт с малышом и как можно раньше приложить его к груди, тем самым Вы только увеличите потенциал своего ребенка. Ученые обнаружили, что удаление новорожденного на длительный срок от матери отрицательно влияет на развитие его способностей, ведет к возникновению отклонений в психике. В развитии ребенка немалую роль играет опыт его рождения и установления связей с родителями. Многое в будущем новорожденного зависит от отношения к нему родителей, начиная с момента рождения, первых контактов и грудного вскармливания.

Если было кесарево сечение, или ребенок родился недоношенным, все равно, постарайтесь как можно раньше приложить ребенка к груди. Общаться с ребенком необходимо так часто, как только возможно, пока вы не станете достаточно крепкими для отправки домой.

И еще. Если в семье есть братья и сестры, постарайтесь установить связь между детишками еще до рождения малыша. Братья и сестры могут разговаривать с ним, петь ему песенки, читать стихи, полюбившиеся сказки. Но не забывайте старшим детям говорить о своих теплых чувствах, о любви к ним. «Если дети не присутствуют при рождении, то им следует быть в непосредственной близости, чтобы они могли в течение уже первых десяти минут после рождения их нового брата или сестры пообщаться с ним или с ней«.

Детеныши, влюбленные в манекен

Один из самых известных экспериментов, касающихся развития привязанности, был произведен Харлоу в 1959 году на детенышах обезьян. Он имел своей целью выявить факторы, участвующие в становлении связи между детенышем и матерью.

Согласно традиционному представлению, эта привязанность обусловлена тем, что мать является источником всех забот и, в частности, источником пищи. Харлоу решил проверить эту гипотезу путем подмены матери для молодых обезьянок, содержащихся с рождения в изоляции, двумя манекенами различного типа. Первый манекен представлял собой полый цилиндр, сделанный из железной проволоки и снабженный соской; сверху к цилиндру было прикреплено грубое подобие головы. Второй манекен, был обтянут мягким плюшем и снабжен обогревающим устройством, которое поддерживало температуру, близкую к температуре тела. Исследователи измеряли время, проводимое детенышами на каждом из двух манекенов, а также их реакции по отношению к манекенам в новой непривычной обстановке, порождающей беспокойство.

Результаты прямо противоречили традиционной гипотезе. Малыши привязывались исключительно к плюшевому манекену, а к проволочному переходили только для того, чтобы покормиться. Таким образом, становилось очевидно, что приятное чувство от соприкосновения с теплым предметом, даже если это только физический контакт, играет главную роль в создании у малыша привязанности. И как показали дальнейшие исследования, еще одним важным фактором служит укачивание.

Самое резкое различие между детенышами, один из которых растет в контакте с плюшевым манекеном, а другой — с проволочным, касается их поведения в новой для них ситуации. Первый сравнительно быстро начинает исследовать обстановку, возвращаясь бегом к своей «матери» каждый раз, когда он пугается чего-либо; второй же замирает и не может сдвинуться с места ни на шаг. Поэтому контакт с теплым предметом, видимо, способствует чувству безопасности и уменьшает стресс, возникающий в неожиданных ситуациях. Этого не было у детеныша при «матери» из железной проволоки, у которого эмоциональные напряжения усиливались с каждым днем.

Тем не менее воспитанники плюшевой «матери» никогда не могли сравниться по гармоничности своего поведения с малышами, воспитанными родной матерью. Многочисленные трудности проявились, в частности, при социальных контактах, в которых пришлось, впоследствии участвовать детенышам, выросшим в изоляции. Сильно затрудненными оказались отношения с другими молодыми обезьянками, в особенности с половыми партнерами, а самки не могли «нормально» общаться со своими детенышами.

По мнению Харлоу, такие чувства, как страх, любопытство и агрессивность, являются врожденными, и лежащими в их основе механизмы развиваются в определенной последовательности на строго определенных этапах созревания организма. В эти критические периоды любое воздействие, нарушающее нормальный ход событий, может изменить, иногда необроатимо, формирование поведения.

(Ж.Годфруа, «Что такое психология», том 1, Документ 6.6., «Детеныши обезьян, влюбленные в манекен», М., Мир, 1996)

Другие лекции цикла Собираемся рожать

Где рожать?, Роды в обычном роддоме, Роды по договору с роддомом, Роды по договору с личным врачом, Роды дома, Выбор школы, Вопросы врачу, принимающему роды, Когда дать грудь?, О пользе грудного вскармливания